Типы автомобильных АКБ

Типы автомобильных АКБ

Аккумуляторная батарея – это основной электрохимический источник электрической энергии в автомобиле, который в первую очередь необходим для запуска двигателя. Пока мотор не работает, все приборы бортовой сети питаются от АКБ.

С точки зрения конструкции, это устройство представляет собой корпус прямоугольной формы, внутри которого находятся электроды. Данный элемент батареи выполнен в виде пластин, изготовленных из различных металлов. Электроды помещены в кислую среду – всё внутреннее пространство заполнено электролитом.

Принцип действия аккумулятора основан на химической реакции, протекающей в жидкой среде. Дело в том, что часть пластин имеет положительный заряд, а часть – отрицательный. Процесс обратим: в зависимости от того, происходит разряд АКБ при эксплуатации или её зарядка, в реакцию с кислой средой вступает либо одна, либо другая группа пластин.

В торговой сети представлен широчайший ассортимент электрохимических источников энергии для транспортных средств. Выбрать однозначно самый лучший невозможно – все они по-своему хороши.

Типы аккумуляторных батарей

Все существующие автомобильные аккумуляторы классифицируются не только по техническим параметрам, но и по составу электролита и электродов. Итак, различают следующие типы аккумуляторных батарей:

Сурьмянистые

Классическая разновидность источника тока, постепенно сдающая свои позиции. Своему названию устройства обязаны высоким содержанием сурьмы в электродном сплаве, которая придаёт пластинам прочности и ускоряет протекание реакции. Стоимость таких батарей невелика, что, бесспорно, является существенным плюсом. Но скоротечность реакции приводит к быстрому испарению электролита, требуя регулярного контроля и обслуживания, а это весьма неудобно. Именно данный недостаток является причиной снижения спроса на такую продукцию.

Малосурьмянистые

Оптимальный вариант для отечественных авто. Но наиболее идеальны их параметры для совсем старых – раритетных машин, выпущенных ещё в бытность СССР. В составе пластин содержится минимум сурьмы, что позволило замедлить протекание электролизных процессов. Но всё же они нуждаются пусть и в более редком обслуживании – это один из недостатков устройства. Из достоинств можно отметить низкую стоимость, минимальный саморазряд при хранении, невосприимчивость к перепадам напряжения в бортовой сети.

Кальциевые

Хорошее решение для иномарки среднего класса. Вместо сурьмы в состав пластин входит кальций.

Преимущества:

  • долгий срок службы при правильной эксплуатации;
  • не требуют обслуживания;
  • саморазряд при хранении отсутствует.

Минусы:

  • высокая цена;
  • требовательны к параметрам бортовой сети;
  • при глубоком разряде теряют значительную часть ёмкости.

Гибридные

Характеризуются разным составом пластин: в положительно заряженные добавлена сурьма, а в отрицательно заряженные – кальций. По своим особенностям они находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.

Плюсы:

  • устойчивы к нестабильности параметров бортовой сети;
  • не боятся глубокого разряда;
  • доступная стоимость.

Минусы:

  • необходимость обслуживания;
  • наиболее оптимальны для недорогих и подержанных авто.

Гелевые

Новинка на российском автомобильном рынке.

Конструктивные особенности:

  • вместо электролита залит густой гель;
  • пластины из чистого свинца без примесей скручены в рулончики;
  • корпус ударопрочный.

По количеству преимуществ являются лидерами по сравнению с аналогичным оборудованием:

  • срок службы доходит до 10 лет, но при условии правильной эксплуатации;
  • самая быстрая зарядка;
  • полностью исключена возможность короткого замыкания, гель – превосходный диэлектрик;
  • минимальная степень саморазряда;
  • значение тока не изменяется по мере снижения ёмкости.

Недостатки:

  • самый существенный – очень высокая стоимость, хотя и вполне соизмеримая с качеством высокотехнологичного оборудования;
  • весьма «капризные» батареи – мгновенно реагируют на малейшие колебания параметров бортовой сети;
  • заряжать необходимо специальным зарядным устройством.

AGM

Как и гелевые, не имеют привычного электролита, его заменяет гелеобразная масса. Но, в отличие от своих более совершенных аналогов, в этих АКБ между пластинами и гелем установлены прокладки из пористого стекловолокна. Именно они дали название этой серии аккумуляторных батарей.

Достоинства:

  • приемлемая стоимость;
  • пониженный порог чувствительности к нестабильности напряжения;
  • не особо реагируют на температурный режим.

Минусы:

  • меньший срок службы;
  • боятся глубокого разряда.

Щелочные

В качестве электролита здесь используется щёлочь – раствор едкого калия. Данный вид источников энергии крайне редко применяется на автомобилях. В какой-то мере это связано с так называемым «эффектом памяти», которым они страдают. Суть явления заключается в следующем: устройство запоминает предел, до которого оно было разряжено в первый раз, и каждый последующий разряжается точно до него и не более. Кроме этого, есть ещё и отрицательные моменты: довольно внушительные габариты и вес тоже не отстаёт, а цена при этом высока.

Есть, конечно, и положительные качества: отсутствие электролизных процессов, устойчивость к пониженным температурам и переразряду, но они не способствуют популярности.
Литий-ионные – популярны в качестве источника энергии для электромобилей. На обычных машинах практически не встречаются. Своё название получили благодаря иону лития, который переносит электрический заряд.

Положительные свойства:

  • самая высокая ёмкость среди всех АКБ;
  • максимально возможное напряжение в сочетании с компактностью;
  • нет «эффекта памяти»;
  • минимальная величина саморазряда.

Недостатков же целый букет:

  • резкое падение величины пускового тока при отрицательных температурах;
  • быстро стареют – через два года эксплуатации теряют примерно одну пятую часть ёмкости, а это очень существенно;
  • не переносят полного разряда;
  • уровень напряжения недостаточен для запуска обычного бензинового или дизельного двигателя.