Аккумуляторная батарея – это основной электрохимический источник электрической энергии в автомобиле, который в первую очередь необходим для запуска двигателя. Пока мотор не работает, все приборы бортовой сети питаются от АКБ.
С точки зрения конструкции, это устройство представляет собой корпус прямоугольной формы, внутри которого находятся электроды. Данный элемент батареи выполнен в виде пластин, изготовленных из различных металлов. Электроды помещены в кислую среду – всё внутреннее пространство заполнено электролитом.
Принцип действия аккумулятора основан на химической реакции, протекающей в жидкой среде. Дело в том, что часть пластин имеет положительный заряд, а часть – отрицательный. Процесс обратим: в зависимости от того, происходит разряд АКБ при эксплуатации или её зарядка, в реакцию с кислой средой вступает либо одна, либо другая группа пластин.
В торговой сети представлен широчайший ассортимент электрохимических источников энергии для транспортных средств. Выбрать однозначно самый лучший невозможно – все они по-своему хороши.
Все существующие автомобильные аккумуляторы классифицируются не только по техническим параметрам, но и по составу электролита и электродов. Итак, различают следующие типы аккумуляторных батарей:
?Сурьмянистые – классическая разновидность источника тока, постепенно сдающая свои позиции. Своему названию устройства обязаны высоким содержанием сурьмы в электродном сплаве, которая придаёт пластинам прочности и ускоряет протекание реакции. Стоимость таких батарей невелика, что, бесспорно, является существенным плюсом. Но скоротечность реакции приводит к быстрому испарению электролита, требуя регулярного контроля и обслуживания, а это весьма неудобно. Именно данный недостаток является причиной снижения спроса на такую продукцию.
?Малосурьмянистые – оптимальный вариант для отечественных авто. Но наиболее идеальны их параметры для совсем старых – раритетных машин, выпущенных ещё в бытность СССР. В составе пластин содержится минимум сурьмы, что позволило замедлить протекание электролизных процессов. Но всё же они нуждаются пусть и в более редком обслуживании – это один из недостатков устройства. Из достоинств можно отметить низкую стоимость, минимальный саморазряд при хранении, невосприимчивость к перепадам напряжения в бортовой сети.
?Кальциевые – хорошее решение для иномарки среднего класса. Вместо сурьмы в состав пластин входит кальций.
Преимущества:
долгий срок службы при правильной эксплуатации;
не требуют обслуживания;
саморазряд при хранении отсутствует.
Минусы:
высокая цена;
требовательны к параметрам бортовой сети;
при глубоком разряде теряют значительную часть ёмкости.
?Гибридные – характеризуются разным составом пластин: в положительно заряженные добавлена сурьма, а в отрицательно заряженные – кальций. По своим особенностям они находятся между малосурьмянистыми и кальциевыми.
Плюсы:
устойчивы к нестабильности параметров бортовой сети;
не боятся глубокого разряда;
доступная стоимость.
Минусы:
необходимость обслуживания;
наиболее оптимальны для недорогих и подержанных авто.
?Гелевые – новинка на российском автомобильном рынке. Конструктивные особенности:
вместо электролита залит густой гель;
пластины из чистого свинца без примесей скручены в рулончики;
корпус ударопрочный.
По количеству преимуществ являются лидерами по сравнению с аналогичным оборудованием:
срок службы доходит до 10 лет, но при условии правильной эксплуатации;
самая быстрая зарядка;
полностью исключена возможность короткого замыкания, гель – превосходный диэлектрик;
минимальная степень саморазряда;
значение тока не изменяется по мере снижения ёмкости.
Недостатки:
самый существенный – очень высокая стоимость, хотя и вполне соизмеримая с качеством высокотехнологичного оборудования;
весьма «капризные» батареи – мгновенно реагируют на малейшие колебания параметров бортовой сети;
заряжать необходимо специальным зарядным устройством.
?AGM – как и гелевые, не имеют привычного электролита, его заменяет гелеобразная масса. Но, в отличие от своих более совершенных аналогов, в этих АКБ между пластинами и гелем установлены прокладки из пористого стекловолокна. Именно они дали название этой серии аккумуляторных батарей.
Достоинства:
приемлемая стоимость;
пониженный порог чувствительности к нестабильности напряжения;
не особо реагируют на температурный режим.
Минусы:
меньший срок службы;
боятся глубокого разряда.
Щелочные – в качестве электролита здесь используется щёлочь – раствор едкого калия. Данный вид источников энергии крайне редко применяется на автомобилях. В какой-то мере это связано с так называемым «эффектом памяти», которым они страдают. Суть явления заключается в следующем: устройство запоминает предел, до которого оно было разряжено в первый раз, и каждый последующий разряжается точно до него и не более. Кроме этого, есть ещё и отрицательные моменты: довольно внушительные габариты и вес тоже не отстаёт, а цена при этом высока.
Есть, конечно, и положительные качества: отсутствие электролизных процессов, устойчивость к пониженным температурам и переразряду, но они не способствуют популярности.
Литий-ионные – популярны в качестве источника энергии для электромобилей. На обычных машинах практически не встречаются. Своё название получили благодаря иону лития, который переносит электрический заряд.
Положительные свойства:
самая высокая ёмкость среди всех АКБ;
максимально возможное напряжение в сочетании с компактностью;
нет «эффекта памяти»;
минимальная величина саморазряда.
Недостатков же целый букет:
резкое падение величины пускового тока при отрицательных температурах;
быстро стареют – через два года эксплуатации теряют примерно одну пятую часть ёмкости, а это очень существенно;
не переносят полного разряда;
уровень напряжения недостаточен для запуска обычного бензинового или дизельного двигателя.